вторник, 13 сентября 2011 г.

Выставка Анни Лейбовиц



Последние выходные я провела в Санкт-Петербурге и мне посчастливилось побывать в Государственном Эрмитаже на выставке "Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990 – 2005"!

Выставка представляет результат работы фотографа над одноименной книгой и отражает творческие поиски на протяжении 15 лет. И одновременно – ее личную жизнь, поскольку фотография, по словам фотохудожницы, это рассказ о жизни: рождении, смерти, жизненных событиях. "У меня только одна жизнь и все мои фотографии – личные и сделанные по заданию – часть этой жизни".




Работы представлены зрителю в хронологическом порядке, двумя параллельными рядами – за исключением первого зала, – то есть с каждой заказной крупноформатной работой соседствуют несколько фотографий 10х15 см из "семейного архива", соответствующих по дате. Такая форма размещения работ позволяет нам представить этапы творчества фотографа в непосредственной связи с ее личной жизнью. Понять как семейные события влияли на работу автора – рассказать о себе, о своей семье и других значимых для нее людях. Таким образом, Анни Лейбовиц приоткрывает тайну создания своих фотоисторий.
По словам Лейбовиц было важно представить творческие и личные фотографии вместе, потому что все это – отражение ее личности. Заказные работы специально напечатаны большими, чтобы их можно было видеть издалека, а личные фотографии – маленькими, подчеркивающими интимность изображения: издалека их не разглядеть – нужно подходить ближе и всматриваться.



Первый же зал экспозиции предлагает посетителям зеркальное отражение личной жизни Лейбовиц в творчестве для наибольшей наглядности. Вся правая стена плотно увешана семейными карточками с указанием года съемки. А левая представляет его зеркальное отражение – временное, не визуальное, – фотографии такого же формата, но сделанные на заказ. Интересно, что некоторым личным работам соответствует пустой лист бумаги. "Это потому, что в эти периоды жизни семья была для меня на первом месте. Это – свидетельство больших потрясений. Смерть близкой подруги Сьюзан Зонтаг, затем моего отца, рождение детей", – поясняет фотограф. Этот зал, конечно же, представляет, прежде всего, не эстетический, а познавательный интерес, и требует большого запаса времени у зрителя.



Брат Филлип и отец. Мериленд, 1998.




Родители Анни Лейбовиц.


Коллекция камней Сьюзен.

На открытии Анни Лейбовиц сама провела первых посетителей – представителей прессы – по всем пяти залам экспозиции, рассказала о методах своей работы, о своих близких, подробно остановившись на истории создания наиболее важных для нее работ. Именно самых важных, а не самых любимых, поскольку, по словам самой Лейбовиц, "любимых фотографий у нее нет". Анни рассказала о каждой значимой фотографии, работе над ней, трудностях, связанных с ее реализацией, дальнейшей судьбе фотографии и почему она стала значимой для автора.




Так, одной из самых важных своих работ Анни назвала фотографию своей пожилой матери, поскольку она получилось очень интимной. Возникает ощущение, что момент, в который была сделана фотография подловили случайно, она очень жизненная, естественная.
Интересно, что в своих повествованиях о каждой работе большое внимание Анни уделяла изображенной личности – что она из себя представляет вне профессионального поприща: ее характер, судьба. Казалось, что за время съемок, которые порой занимали несколько недель, она настолько проникалась судьбами своих персонажей, что они потом ее не "отпускали" и в будущем. Например, ей прекрасно известны дальнейшие судьбы женщин из проекта о больных СПИДом, в котором она их представила концептуальным образом: каждая участница сама выбрала для себя дизайн, воплощенный впоследствии приглашенными художниками.

Анни выпала честь сделать фотосессию в Букингемском дворце с королевой Великобритании Елизаветой II. Лейбовиц охарактеризовала королеву как замечательную модель, с достоинством выдержавшую длинную сессию и "ни разу не попросившую пощады, пока я не сказала: "достаточно"".




В петербуржской экспозиции представлена и одна из самых знаменитых работ фотографа – снимок обнаженной актрисы Деми Мур на восьмом месяце беременности, признанный жюри Американского общества издателей журналов в 2005 г. второй лучшей фотографией за последние 40 лет. (Первой стала фотография обнаженного Джона Леннона в обнимку с Йоко Оно, см далее). Сейчас многие звезды снимаются обнаженными в период беременности, но именно фотография Мур стала пионеркой данного поджанра.




Из биографии фотографа.

Анни Лейбовиц – ее настоящее имя Анна-Лу, но все и всегда ее звали Анни – родилась 2 октября 1949 года на северо-востоке США в штате Коннектикут. Она была третьей из шести детей в семье подполковника воздушных сил и учителя современных танцев. В Лейбовиц течет также и русская кровь, родители ее матери были из России, но она точно не знает откуда. Из-за служебных обязанностей отца они часто переезжали с места на место, нигде не задерживаясь надолго. Позже Анни сравнивала этот образ жизни с фотографическим актом: "Что-то становится частью твоей жизни на очень короткое время, а потом ты уходишь навсегда".
Она всегда интересовалась искусством и, окончив среднюю школу, поступила в Сан-францисский художественный институт. Фотографией она увлеклась во время поездки в Японию после второго курса, и после возвращения записалась на вечерние курсы фотографии. А еще несколько месяцев спустя бросила институт и уехала в Израиль. Полгода Анни жила в кибуце (сельскохозяйственная коммуна), работала в археологической экспедиции на раскопках дворца царя Соломона, попутно много фотографировала. Позже она вспоминала, что решение стать профессиональным фотографом пришло к ней именно в Израиле. А после того как на глаза ей попались несколько номеров журнала "Rolling Stone" с фотографиями музыкантов девушка поняла, чему хочет посвятить свою жизнь.
В 1970-х годах она стала главным фотографом "Rolling Stone". В этот период Анни Лейбовиц сделала множество снимков ставших иконами музыкальной фотографии. Ее позировали Боб Дилан, Боб Марли, Патти Смит, множество других суперзвезд. В 1975 году она была официальным фотографом группы Rolling Stones во время их американского турне.

8 декабря 1980 года Лейбовиц фотографировала Джона Леннона и Йоко Оно в связи с выходом альбома Double Fantasy. Изначально планировалась фотография одного Джона, но он настоял на кадре с супругой. Перепробовали массу вариантов, но задумка фотографа не была исполнена. Когда обнаженный Джон Ленон, свернувшись калачиком, прижался к одетой Йоко, Анни поняла – кадр найден: "Я не могла отделаться от чувства, что она очень холодная женщина, а он как будто пытается ее удержать". По воле судьбы этот кадр стал последним профессиональным изображением музыканта – черезпять часов Леннона убили.




В 1989 году Анни знакомится с знаменитой американской писательницей Сьюзан Зонтаг, которая впоследствии стала ее близкой подругой и оказала огромное влияние на творчество Лейбовиц. "Ты хороша, но можешь быть еще лучше", – сказала Зонтаг во время одной из их первых встреч и Анни очень старалась заслужить ее одобрение.



Сьюзен Зонтаг. Набережная де Гран Огюстен, Париж. 2002 Из альбома: Энни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990–2005



Сьюзен Зонтаг.



Сьюзен Зонтаг.


В 1993 году Анни отправляется в Сараево во время военных действий – она никогда не ввязалась бы в подобную авантюру, если бы не влияние подруги. Там она сделала одну из самых грустных своих фотографий "Велосипед мальчика убитого снайпером". "Я ехала фотографировать Мисс Сараево, вдруг раздался выстрел и прямо перед моей машиной упал мальчик на велосипеде. Мы повезли его в госпиталь, но он скончался по дороге", – рассказывала она.




Лейбовиц умеет превратить фотографию в драму, в историю, полноценный рассказ о том, в чей внутренний мир мы можем чуть-чуть заглянуть благодаря ее камере. Говоря о своей работе она отмечает, что не любит студийные сьемки. "Студий я боюсь, студия - слишком голое место. Я люблю быть где-то, чтобы была природа, солнце, дождь. Студия меня ограничивает, хотя ограничивает она не всех - есть гениальные студийные фотографы. Ричард Аведон таким был. Он умел разговаривать. А я люблю наблюдать".
Однажды Лейбовиц задумала со Сьюзан Зонтаг создать книгу "Женщины" в сотрудничестве с журналом VOGUE. В книгу были помещены простые женщины, занятые своими повседневными делами, вперемешку с Гвинет Пэлтроу и Хиллари Клинтон. VOGUE, опубликовавший эти фотографии, стал бестселлером во многих странах, а Лейбовиц в очередной раз раскрыла новые грани своего таланта.

Энни Лейбовиц удалось разбить стереотипы красоты в моде, ввести на фотоарену пожилые лица, морщины, будничный целлюлит и несовершенство форм. Она обожает фотографировать пожилые лица, "потому что они передают потрясающую концентрацию опыта".

На данный момент Анни Лейбовиц является матерью троих детей, первого она родила в 51 год, двойняшек для нее выносила суррогатная мать.
Несмотря на то, что Лейбовиц прославилась именно портретными съемками знаменитостей, она настаивает: "Я считаю себя концептуальным фотохудожником, но не являюсь приверженцем какого-то определенного жанра или фотометода. В творчестве для меня нет табу, я снимаю и пейзажи, и знаменитостей, и умирающую любимую подругу".
Лейбовиц стала вторым в истории Национальной портретной галереи художником, удостоившимся выставки при жизни, - и первой выставлявшейся там женщиной. Выставка "Жизнь фотографа" уже пять лет путешествует по крупнейшим музеям мира. Сейчас она представлена в Эрмитаже, с 10 октября, в более полной версии, будет в московском Пушкинском музее.


Одни из моих любимых фотографий Анни Лейбовиц.








































































Интересно интервью с Анни Лейбовиц перед началом выставки в Эрмитаже:
http://www.snob.ru/magazine/entry/39584?preview=print.


                                                                                                                                                                                Юлия Радуга

Комментариев нет:

Отправить комментарий